Интегрированное сенсорное развитие малышей до десяти лет
КОМПЛЕКСНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Дети с патологическими отклонениями в развитии, как при церебральном параличе, часто страдают от нарушения функционирования органов чувств. Другими словами, некоторые органы чувств начинают воспроизводить информацию о внешних раздражителях ошибочно, слишком сильно или наоборот недостаточно. Отклонения сенсорных способностей могут привести к целому ряду поведенческих проблем, в том числе безосновательной подвижности разных частей тела или маятникообразному движению рук. Несмотря на то, что нарушения проявляются в области действия нейронов периферии нервной системы, есть небезосновательное предположение, что причина кроется в нарушении работы ЦНС, а именно головного мозга.
Интегрированное сенсорное развитие представляет собой формирование правильной реакции нервной системы на сенсорные раздражители, поступающие извне. Отклонения при обработки сенсорных сигналов представляют собой неверную кооперацию информации, чтобы мозг мог правильно ее прочесть и обеспечить адекватный ответ. При этом у детей появляются излишняя подвижность и неестественные действия. Основная технология восстановления правильных реакций на сенсорные сигналы была разработана с помощью научных изысканий в неврологии и условий взаимодействия мышечных и нервных тканей.
Суть термина «сенсорная интеграция» основана на 3-х главных показателях чувств: ощущении прикосновений, работе вестибулярного аппарата и ощущении пространственного расположения всех частей тела. Связь между этими чувствами образуется в первый месяц жизни младенца и укрепляется по мере дальнейшего развития и контакта с окружением. Три главных области сенсорного восприятия тесно контактируют не только друг с другом, но и с остальными аспектами восприятия внешнего мира, включая ЦНС. Ученые знают далеко не все о работе этих органов (на данный момент гораздо больше изучена работа глаз и ушей), но уверены, что они главным образом влияют на все способности человека. Их взаимодействие между собой очень трудно понять. В двух словах, эти 3 органа позволяют обрабатывать информацию окружающего мира так, чтобы быстро подбирать и реализовывать наиболее успешные действия в сложившейся обстановке.
Тактильная система (прикосновения)
Тактильная сенсорная система (ТСС) воспринимает и оценивает любые взаимодействия кожи с внешней средой, определяя такие характеристики касаний, как давление, подвижность, вибрирование, температура и наличие раздражителей болевых окончаний. Все эти данные принимают и передают рецепторы, встроенные в кожу. Эти рецепторы крайне важны для получения данных об актуальной окружающей среде, чтобы мозг мог своевременно включить защитные механизмы и уберечь организм от любой опасности.


Отклонения в работе тактильных органов часто выявляются, когда ребенок начинает избегать даже незначительного максимально безопасного тактильного контакта или отказывается есть определенную еду, надевать одежду, умываться, боится испачкаться (особенно клеем, краской или другим полужидким или сыпучим веществом). Также болезнь проявляется в переносе предметов отдельными пальцами, не прикасаясь ладошкой. Плохо работающая ТСС может спровоцировать ошибочную реакцию или ощущение боли (гипо- или гиперсенситизация). Это, как правило, приводит к самоотчуждению, раздраженности и плохой концентрации внимания.
Низкая чувствительность тактильных органов означает, что ребенок сильно реагирует на любые малейшие касания. Если рассмотреть как это работает, можно проследить, что, получая аномальные сигналы от тактильной системы, мозг запускает цепочку неправильных реакционных импульсов, которые в свою очередь нарушают работу всей ЦНС. В конечном итоге, продолжая ото всюду получать сигнал об ошибке, мозг постоянно стимулируется, но не может ничего с этим поделать. Это приводит к беспричинной непрерывной активности и мешает ребенку сконцентрировать внимание на какой-либо деятельности. В результате, любые контакты с кожей приводят к чрезмерному беспокойству.
Вестибулярная сенсорная система
ВСС предназначена для информирования мозга о пространственном расположении тела, его скорости передвижения в какую-либо сторону, угловом ускорении при повороте в любом направлении трехмерного пространства и о сочетании этих показателей во время сложных действий. Также эта система отвечает за передачу актуальных данных в область мозга, предназначенную для обработки сенсорных ощущений. Вестибулярный аппарат представляет собой главный орган ВСС и находится в среднем ухе. Этот орган определяет положение тела и направление головы. Например, с помощью этого аппарата мы в курсе, когда голова наклонена вперед или направлена вверх, даже если ничего не видим. Нарушение ВСС, как правило, диагностируется по двум основным признакам.
Иногда ребенок очень чувствителен при малейшей активности вестибулярного аппарата. Он пугается и начинает защищаться даже при небольшом перемещении тела (покачивании, перемещении в сторону или наклоне). Дети с отклонениями ВСС часто с трудом осваивают передвижение по лестнице. В гору или даже по довольно плоской местности они идут очень осторожно, боясь оступиться. Все это создает ощущение, что ребенок боится открытых мест. Ненормальная работа вестибулярной системы также проявляется в том, что ребенок специально ищет способы активизировать аппарат с помощью быстрых поворотов тела, прыжков и кувырканий. Эти признаки указывают на гиперактивность ВСС.
Проприоцептивная система
Эта система определяет расположение частей тела друг относительно друга и уровень сгибания суставов. ПС помогает понять по уровню наклона спины ускоряемся ли мы. Правильно функционирующая система позволяет телу человека быстро подстраиваться под ситуацию без осознания необходимых движений. Например, проприоцепция подает информацию в мозг о необходимых движениях, когда мы садимся на диван или хотим перейти с газона на тротуар, преодолевая бордюр. Кроме того, ПС отвечает за мелкую моторику рук, когда мы хотим что-то написать на бумаге, есть ложкой суп или застегнуться на мелкие крючки на куртке.
Основные признаки нарушения работы чувств проприоцепции включают в себя: неестественную походку, ребенок часто падает, отсутствие понимания пространственного расположения частей тела, неестественные положения тела, ребенок не может ползать в соответствующем возрасте, отсутствие надлежащей ловкости с маленькими вещами (застежки), неуклюжее обращение со столовыми приборами во время еды и неприятие любых новых движений. Проприоцепцию еще называют праксисом. Это стремление исполнять определенные движения в ответ на конкретные условия. Чтобы работать правильно, ПС необходимы корректные данные от остальных частей сенсорной системы, только так она сможет отдавать телу правильные команды.
При нарушении работы одной из 3 представленных сенсорных систем у ребенка появляются поведенческие отклонения. Дети в этом случае могут вести себя абсолютно противоположно: либо бояться окружения или почти не реагировать на него, либо быть гиперактивными. В зависимости от серьезности нарушений, это может проявиться в самых простых действиях (ходьба, прием пищи) или при выполнении действий, требующих большей сосредоточенности (мелкая моторика рук). Также характерными признаками нарушения сенсорной системы является низкий уровень концентрации внимания, импульсивность или беспричинная агрессия и самозащита.
Диагностикой и терапией патологии сенсорной системы и взаимодействия ее частей занимаются эрготерапевт и физиотерапевт. Во время лечения эти специалисты ставят перед собой три основных цели:
- реабилитировать правильную работу органов чувств при восприятии сенсорных данных для более организованной работы центральной нервной системы;
- восстановить надлежащий поток импульсов, идущий от рецепторов в головной мозг;
- восстановить саморегуляцию при ответных реакциях на афферентные стимулы.